Что такое функциональная грамотность?
Сейчас в сфере образования функциональная грамотность
становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: и в
школах, и в Министерстве просвещения, и в Совете по науке и
образованию. Почему же она становится такой важной?
Современный мир стал гораздо сложнее, чем был
двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют
особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых
технологий, новых профессий, сфер экономики и с
социально-психологическими изменениями самого человека. Окружающий
мир больше не аналогово-текстологический, ему на смену пришел
визуально-цифровой – и это требует расширения и переосмысления
понятия «функциональная грамотность».
Само понятие было впервые употреблено на Всемирном
конгрессе министров просвещения в Тегеране в 1965 году, и тогда под
функциональной грамотностью подразумевалась «совокупность умений
читать и писать для использования в повседневной жизни и решения
житейских проблем». Однако уже в 1978 ЮНЕСКО перерабатывает это
понятие, дополняя его: «функционально грамотным считается только
тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в
которых грамотность необходима для эффективного функционирования его
группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться
чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для
дальнейшего развития общины (социального окружения)»
Ещё через двенадцать лет ЮНЕСКО проводит
Международный год грамотности, а Организация Объединенных Наций
объявила Десятилетие грамотности в самой широкой интерпретации
данного понятия с 2002 по 2012 гг., в декларации этого всемирного
события функциональная грамотность становится больше, чем просто
базовая грамотность: теперь это «…полноценно и эффективно
функционировать как члены сообщества, родители, граждане и
работники»
Однако революция в науке и технике внесла свои
коррективы в развитие и функциональной грамотности, и самого понятия
о ней. Многие ученые приводят все новые и новые формулировки,
стараясь наиболее полно описать функциональную грамотность
современного человека.
На картинках представлены интегративные компоненты
современной функциональной грамотности. И там, и там есть как
одинаковые компоненты (например, коммуникативная, информационная
грамотность), так и различающиеся сферы. Это очень хорошо отражает
насколько одновременно сложной стала наша жизнь и сколько всего
должен знать и уметь современный человек.
На картинках представлены интегративные компоненты
современной функциональной грамотности. И там, и там есть как
одинаковые компоненты (например, коммуникативная, информационная
грамотность), так и различающиеся сферы. Это очень хорошо отражает
насколько одновременно сложной стала наша жизнь и сколько всего
должен знать и уметь современный человек.
Кстати, исследование Международной
оценки образовательных достижений учащихся – PISA (Programme for
International Student Assessment) – в 2019 г. выявила, что за период
с 2009 по 2018 гг. по читательской грамотности (важной части
функциональной грамотности) сократилось различие в результатах
юношей и девушек почти во всех странах. В шести из 64-х стран, в
число которых вошла и Россия, в 2018 году результаты и юношей, и
девушек повысились по сравнению с 2009 годом. При этом сократилось
различие в результатах юношей и девушек на 20 баллов. Эта позитивная
тенденция проявилась в улучшении уровня читательской грамотности
юношей на 25 баллов.
Россия занимает в рейтинге PISA
традиционные серединные места: 30-37 из 74, однако этого
недостаточно, чтобы сделать научно-технологический прорыв. А для
этого нужно не только изменить подход к обучению, но и подходы к
самим ученикам.
Для этого Министерством
просвещения был разработан проект «Мониторинг формирования
функциональной грамотности», однако по словам Ковалевой Галины
Сергеевны, руководителя центра оценки качества образования Института
содержания и методов обучения РАО, координатор PISA в России,
к.пед.н., необходимо в первую очередь не слепо включать в учебный
процесс «задания в формате международных исследований», а
последовательно претворять в жизнь множество системных изменений:
-
работать на уроке с
информацией, представленной в разной форме (рисунок, текст,
таблица, диаграмма);
-
работать с реальными данными,
величинами и единицами измерений;
-
поощрять проявление учащимися
самостоятельности, использование учебного и жизненного опыта;
-
активно разрабатывать
«PISA-подобные» задания и разворачивать программы
повышения квалификации учителей.
-
включать задачи по
функциональной грамотности в каждый предмет и обыденный учебный
процесс.
С заданиями на развитие функциональной грамотности
школьников можно познакомиться на официальных сайтах:
Документы:
Приказ
министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского
края № 2979 от 21.09.2021 "Об организации работы по повышению
функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций
Краснодарского края"
План мероприятий, направленных на формирование и
оценку функциональной грамотности обучающихся МАОУ лицея № 3
Руководство пользователя |