Анализ здоровьесберегающего потенциала школьного урока
   главная      ЗОЖ ученика     ЗОЖ учителей        методики         игры         проекты       

Чтобы проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья школьников, присутствующим на уроке экспертам целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:

·                     Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

·                     Число видов учебной деятельности, используемых учителем. К их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д. Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

·                     Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма: 7-10 минут.

·                     Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма - не менее трех за урок.

·                     Чередование видов преподавания - не позже чем через 10-15 минут.

·                     Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки, взаимооценки) и др.

·                     Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.

·                     Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.

·                     Физкультминутки и физкультпаузы, которые являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

·                     Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

·                     Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.

·                     Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

·                     Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т.д.

·                     Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.

·                     Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.

·                     Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя.

Анализ урока лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков следует избегать безапелляционных высказываний, переходов к обсуждению личностных особенностей учителя. Важно не подавить инициативу, творческие тенденции в работе педагога. Поэтому эффективнее всего проводить анализ урока в форме доверительной беседы, обсуждения сделанного на занятии.

Анализ здоровьесберегающего потенциала школьного урока

1.     Опишите, когда и где происходил урок:

Школа ______ класс _____ дата ________ предмет _______ какой это урок по счету ____

Ф.И.О. учителя _____________________________

Тема ________________________________________________

2.     Кратко изложите ход урока (рекомендуется приложить к анализу план или конспект урока) _________________________________

3. Оцените здоровьесберегающую направленность целей урока:

*А) направленность на развитие личности учащегося _____

обеспечивать приобретение знаний о себе, о своем месте в мире, своих отношениях с миром;

создавать условия для понимания смысла собственной деятельности на уроке;

способствовать приобретению умений принятия решений, выбора поведения;

помогать развитию  рефлексии собственной деятельности и ее результата;

другое ______________________________________________

*Б) направленность на формирование  здоровья и здорового образа жизни ____

обеспечивать понимание сущности здоровья и здорового образа жизни;

способствовать формированию отношения к человеку и его здоровью как к  ценности;

содействовать развитию потребности в здоровом образе жизни;

помогать вырабатывать индивидуальный способ здорового образа жизни;

другое_______________________________________________

4. Оцените наличие в организации деятельности учащихся на уроке:

     *А) свободного выбора  содержания; действия; способа действия; способа взаимодействия; творческая работа;другое _____

      *Б) самодеятельности и совместной деятельности __ученик в роли учителя; кооперативное обучение; имитационное моделирование; дискуссия; исследование; другое

      *В) оценочной самостоятельности ___ взаимопроверка; участие в оценивании ответа другого; оценивание собственного ответа; другое ____

*5. Оцените активацию учителем познавательного и социального интереса учащихся к содержанию урока: _______

                организация поисковой мыслительной активности;

                формирование собственного мнения; использование занимательного материала;

                опора на личный опыт учащихся;

                формирование эмоционального отношения  к содержанию;

                нахождение практического применения содержания;

 

*Здесь и далее все отмеченные звездочкой пункты оцениваются по шкале от 0 до 1.

Шкала оценки:

0 – отсутствует на уроке;

0,5 – недостаточно четкое проявление;

1 – ярко выраженная реализация положения.

Подчеркните или впишите положения, имеющиеся на уроке, и оцените пункт в баллах в целом.  При этом краткие описания положения, помещенные под звездочкой, можно использовать как основу для его оценивания.

 

6. Оцените психологическую безопасность взаимоотношений (наличие эмоционального комфорта):

*А) между учителем и учениками ___ диалогическое взаимодействие; оказание помощи, поддержка; соответствие возрасту; индивидуально-дифференцированный подход; безопасное оценивание; другое ________

*Б) между учениками _____активность в общении; дружелюбие; сотрудничество; взаимопомощь, поддержка;заинтересованность в общем результате;другое

7. Оцените соответствие условий гигиеническим и экологическим нормативам:

                   *А) учебной деятельности _____нормирование учебной нагрузки, в т.ч.  домашнего за                задания;  учет динамики работоспособности; обоснованное применение средств обучения, в т.ч. ТСО и ИКТ; другое __________________________

                    *Б) учебного помещения ___ освещенность; школьная мебель; воздушно-тепловой режим; эстетический комфорт; другое _________________

*В) учебного режима _______ место урока в учебном дне; в учебной неделе; в учебной четверти; в учебном году; другое

*8. Оцените наличие приемов психологической и физической разгрузки:

физкультминутки;

динамические паузы;

минутки релаксации;

дыхательная гимнастика;

гимнастика для глаз;

массаж активных точек;

создание положительного эмоционального настроя;

другое...

9. Предложите учащимся оценить свое состояние  после урока:

 ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: «Выберите из каждой пары состояний то, которое наиболее соответствует Вашему состоянию после урока».

легко – тяжело (чувствую вдохновение – чувствую подавленность)

интересно –не  интересно

не волнуюсь – волнуюсь (уверен в себе  – не уверен в себе)

не устал –устал

старался – не старался (пассивен – активен)

доволен собой –не доволен собой (успешен –неуспешен)

не раздражаюсь  – раздражаюсь (терплю – не хватает терпения)

10. Рассчитайте здоровьесберегающий потенциал урока по сумме набранных баллов (максимально можно получить 12 баллов): ___________________________________

Опишите, как необходимо изменить урок, чтобы увеличить его здоровьесберегающий потенциал: _______________________________________

 

Анализ здоровьесберегающего потенциала школьного урока

Здоровье физическое - это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологический процессов.

Здоровье психическое - это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители.

Здоровье социальное - мера социальной активности, деятельного отношения человеческого индивидуума к миру.

Здоровье нравственное - это комплекс характеристик сферы жизнедеятельности человека, основу которой определяет система ценностей и мотивов поведения индивида в обществе.

 

Здоровьесберегающий потенциал школьного урока

Базовые

потребности

учащегося

Школьные

факторы риска

Здоровьесберегающая

деятельность педагога

 Самоактуализация

(уважение к себе,

 самоосуществление)

 

Ценности и цели «знаниевой» педагогики – обеспечить адаптацию к требованиям общества за счет:

· освоения учащимися предметно-дисциплинарных знаний, умений и навыков (результат обучения);

· освоения учащимися морально-нравственных норм (результат воспитания)

Ценности и цели личностно-ориентиро-ванной педагогики – создать условия для развития личности ребенка за счет:

· обеспечения личностного смысла образования (ориентация на потребности и интересы учащихся);

· деятельностного подхода к обучению (освоение способов деятельности);

· развития самостоятельности мышления (умения принимать собственные решения)

 Уважение

(одобрение, благодарность, признание) 

 Общения

(привязанность, причастность к группе)

 

· репродуктивно-иллюстративный подход к обучению;

· монологический характер обучения

· кооперативное обучение (создание ситуаций обучающего взаимодействия учащихся);

· создание субъектных ситуаций деятельности учащихся (самодеятельности);

· диалогическое взаимодействие педагога и учащегося;

 Безопасность

(физическая и психологическая)

· неадекватные возможностям учащихся методы обучения и уровень требований

 

· произвольное оценивание через отметку и словесную характеристику

· соревновательный характер обучения

 

· соответствие обучения возрастным особенностям учащихся

· индивидуально-дифференцированный подход к обучению

· безопасное оценивание (эффективная обратная связь)

· создание условий для оценочной самостоятельности учащихся

· доброжелательное, поддерживающее отношение учителя к учащимся

· организация отношений поддержки, сотрудничества, взаимопомощи между учащимися    

Физиологические

(пища, отдых, движение, кислород)

 

· перегрузка

· гиподинамия

· неудовлетворительное состояние школьной среды

· соблюдение требований к объему учебной нагрузки (в т.ч. дом.заданий)

· рациональное чередование учебной нагрузки (учебный режим)

· обоснованное применение средств обучения, в т.ч. ТСО и ИКТ

· использование приемов психологической разгрузки, разгрузки органа зрения, динамических нагрузок

· соблюдение требований к состоянию учебных помещений (мебель, освещенность, воздушно-тепловой режим)

   

   источники