главная        ЗОЖ учителя           методики            игры            проекты       

Гигиенические требования к составлению расписания уроков

Правильно составленное  расписание  уроков, прежде всего,  учитывает особенности  работоспособности организма школьника в течение дня и учебной недели.

У младших школьников наиболее высокая работоспособность отмечается на 1 и 2 уроках, затем к 3-му и, особенно, к 4-му она снижается. На 5-м уроке у младших и на 6-м у старших работоспособность снижается на 50 % по сравнению с первым уроком.

В детском, подростковом и юношеском возрасте происходят определенные временные изменения работоспособности. Дневная периодичность колебаний утомляемости детей находится в тесной связи с суточной периодикой физиологических функций. Подъёмы наблюдаются с 8 до 12 и с 16 до 18 часов. При составлении расписания следует учитывать и сложность предметов:

  предмет количество баллов
1 Математика,  информатика 11
2 Иностранный язык 10
3 Физика, химия, астрономия 9
4 История, обществоведение 8
5 Родной язык, литература 7
6 География, биология, естествознание 6
7 Физкультура, ОБЖ, хореография 5
8 Труд 4
9 Черчение 3
10 Рисование 2
11 Пение 1

Если проанализировать дневную динамику работоспособности, то можно сказать, что 1-й урок не очень продуктивный, так как попадает на фазу врабатывания, 2 и 3-й уроки - соответствуют периоду оптимальной устойчивой работоспособности, следовательно максимально продуктивный.4 урок попадает в фазу некомпенсированного утомления и является малоэффективным. 5 и 6-е уроки совершенно непродуктивны, так как вызывают глубокое утомление.

Недельная работоспособность так же претерпевает свои изменения. Самые низкие её показатели отмечены в понедельник. Во вторник функциональное состояние центральной нервной системы наиболее благоприятно, а работоспособность самая высокая и устойчивая. Со среды к субботе она начинает снижаться.

В нашем мире есть только два заведения, где главным фактором  является срок, а не проделанная работа – школа и тюрьма. /У. Глассер/

Здоровье физическое - это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологический процессов.

Здоровье психическое - это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители.

Здоровье социальное - мера социальной активности, деятельного отношения человеческого индивидуума к миру.

Здоровье нравственное - это комплекс характеристик сферы жизнедеятельности человека, основу которой определяет система ценностей и мотивов поведения индивида в обществе.

         анализ урока        "Образование и здоровье"        из опыта работы        источники