В воспитании все дело в том, кто воспитатель   /Д. Писарев/


      главная                     ЗОЖ ученика                   проекты                     игры       

 Проблема сохранения и укрепления здоровья учителя

 Учителя и учащиеся выступают партнерами в процессе здоровьесбережения, действуют в одном образовательном пространстве и их деятельность имеет единую цель - научить и научиться тому, что выработано предыдущими поколениями. Это  долговременный и нелегкий труд, рассчитанный на человеческую жизнь и требующий не только интеллектуальных, моральных, но и физических возможностей как ученика, так и учителя. Известно, что именно профессиональные риски педагогического труда (коммуникативная перегрузка, сложная модель деятельности, жесткий характер труда, низкая экономическая защищенность и престиж профессии, неблагоприятные условия работы и т.п.) являются основной причиной нарушений здоровья педагога. Изучение и обобщение опыта сохранения здоровья учащихся показали большую необходимость анализа состояния здоровья и учителей. В 2005 году в Нижегородской области такой анализ провели (1240 педагога), получен следующий результат:

 

заболевание

 

лицей

1 Сердечно - сосудистые заболевания 563  
2 ЛОР 354  
3 Зрение 337  
4 Желудочно - кишечные 299  
5 Заболевания органов дыхания 125  
6 Опорно - двигательные заболевания 138  
7 Нервно - психические заболевания 128  
8 Другие (диабет, онкология, гинекология и др.) 98  
9 ЗДОРОВ 436  

Здоровых педагогов больше среди тех, чей возраст 30-40 лет и стаж работы до 10 лет, чем старше педагог по возрасту и стажу, тем большая доля заболеваний на него приходится. Что касается деятельности педагогов вне рабочего времени, то здесь картина такова:

 

род деятельности

из 1240

лицей

1

физический труд

1118

 

2 чтение, кино 1008  
3 просмотр телепередач 659  
4 зарядка 240  
5 спорт, туризм 155  
6 физическая культура 122  
7 работа, вышивание, фитнес, вязание, пение, фото, шитьё единично  

При анализе выяснилось, что:

физический труд - это чаще садово - огородные работы, к чему понуждает необходимость улучшения положения семьи педагога.

чтение, кино, телевидение  - эти занятия чаще обусловлены спецификой профессии, побуждающей к чтению и просмотру фильмов и передач.

По вопросу о питании были высказаны нарекания по поводу качества, дороговизны, отсутствия витаминной продукции и критические суждения об отсутствии горячего питания как для детей, так и для учителей.

 

Опрос показал, что педагоги правильно оценивают и другие опасности в отношении и своего здоровья и здоровья школьников:

  1. нерациональное использования рабочего времени учителя;

  2. нарушение гигиенических условий обеспечения учебного процесса;

  3. нарушение  упорядоченности режима работы образовательного учреждения;

  4. нарушение требований к расписанию уроков;

  5. проблема питания в его финансовом и содержательном плане;

  6. наличие второй смены в школе ( в 2-3 раза увеличивают показатели некоторых форм заболеваний).

Улучшение здоровья учащихся без заботы о здоровье учителя труднодостижимо.

Здоровье так же заразительно, как и болезнь. / Р. Роллан/

Здоровье физическое - это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологический процессов.

Здоровье психическое - это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители.

Здоровье социальное - мера социальной активности, деятельного отношения человеческого индивидуума к миру.

Здоровье нравственное - это комплекс характеристик сферы жизнедеятельности человека, основу которой определяет система ценностей и мотивов поведения индивида в обществе.

         анализ урока                      "Образование и здоровье"                     источники