







|
Гигиеническая оценка школьной мебели
Школьная мебель также является одним из
важных факторов среды, оказывающих влияние на функциональное
состояние организма, здоровья и работоспособность школьников.
- С самого начала обучения в школе в жизни учащихся появляются
некоторые отрицательные моменты: резкое ограничение двигательной
активности, увеличение статической нагрузки, связанное с
необходимостью длительного поддерживания рабочей позы.
Обеспечение правильной посадки возможно при соответствии размеров
мебели росту учащихся. Существенную роль в этом играют такие
составляющие школьной мебели как дистанция сидения и дифференция .
Дистанция сидения - это расстояние по горизонтали между
обращенным к ученику краем стола и краем сидения. Правильная посадка
достигается при отрицательной дистанции сидения (3-6 см), при нулевой и
положительной - увеличивается статическая нагрузка на позные мышцы
и приводит к быстрому утомлению.
Дифференция - это расстояние по вертикали между
обращенным к ученику краем стола и плоскостью сидения. При
большой дифференции - правое плечо находится намного выше левого, что
может привести к искривлению позвоночника; при малой - ученик вынужден
горбиться. И то и другое приводит к быстрому развитию
утомляемления.
Если возникают затруднения с подбором мебели, лучше посадить
школьника за стол большего, чем требуется, размера, нежели меньшего.
номер мебели |
группа роста |
высота стола |
высота стула |
цвет маркировки |
1 |
100-115 |
46 |
26 |
оранжевый |
2 |
115-130 |
52 |
30 |
фиолетовый |
3 |
130-145 |
58 |
34 |
желтый |
4 |
145-160 |
64 |
38 |
красный |
5 |
160-175 |
70 |
42 |
зеленый |
6 |
выше 175 |
76 |
46 |
голубой |
Поверхность должна быть
гладкая, матовая. Цвет - все оттенки зелёного и натурального дерева.
Немаловажна и расстановка мебели:
-
от наружной стены до
первого ряда столов должно быть не менее 0,5 м (0,6-0,7м);
-
от внутренней стены до
третьего ряда и от задней стены до последних парт - от 0,5 до
0,65 м;
-
от классной доски до
первой парты - не менее 2м, но не более 3м;
-
между партами - 0,6 -
0,8м.
При рассаживании учащихся в
классе необходимо учитывать их антропометрические данные (рост) и
состояние здоровья. |
|
  
Здоровье физическое - это состояние, при
котором у человека имеет место гармония физиологический процессов.
Здоровье психическое - это способность
человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители.
Здоровье социальное - мера социальной
активности, деятельного отношения человеческого индивидуума к миру.
Здоровье нравственное -
это комплекс
характеристик сферы жизнедеятельности человека, основу которой определяет
система ценностей и мотивов поведения индивида в обществе. |