«Школа здоровья» призвана
развивать у школьников позитивные эмоции, формировать устойчивые
ценностные ориентации, совершенствовать опыт творческой деятельности,
развивать волевые качества, осваивать позитивный опыт здоровьебережения
и здоровьетворчества. С этой целью разработана совокупность
технологий, обеспечивающих возможность активного вовлечения
каждого школьника в здоровьесберегающую деятельность, в познание
ценности здорового образа жизни, посредством организации системы
практико-ориентированной деятельности, охватывающей все возрастные
группы школьников. Например:
Как
сохранить жизнь на улице Кременчугская – 3-4 классы,
Рациональное питание школьников – 5-6 классы,
Письмо
водителю – 3-7 классы
Дыхание
города - 7 класс,
Изучение влияния курения на организм человека – 8-9 классы,
Изучение влияния витаминов на организм человека – 8-9 классы,
Влияние
избыточного веса на функциональное состояние школьников – 10 класс.
Ученик, в ходе работы
над проектом, обучается навыкам сохранения здоровья. Учится правильно
использовать собственные ресурсы здоровья, справляться со стрессом,
анализировать конкретные ситуации и выбирать способы поведения,
адекватные этим ситуациям. Учится использовать приобретенные знания для
решения познавательных и практических задач: в проекте «Изучение
влияния витаминов на организм человека» - оценивать состояние
здоровья, выявлять факторы, влияющие на самочувствие, связанное с
авитаминозом, разрабатывать рекомендации по правильному использованию
витаминов и тест для определения состояния авитаминоза. В проекте «Влияние
избыточного веса на функциональное состояние школьников» -
определять систему мер, ведущих к снижению веса, к психологической
устойчивости подростков, склонных к избыточному весу. В проекте «Как
сохранить жизнь на улице Кременчугская» - вырабатываются
предложения по созданию безопасной для пешеходов обстановки на улицах
вблизи школы и правила действия на дорогах города,
доведенных до автоматизма.
Посредством
акций - краткосрочных по времени проведения и долгосрочных по
подготовке мероприятий, активизируется позиция школьника по отношению к
формированию культуры здоровья, формируется его субъективная активная
позиция, меняются его поведенческие , мировоззренческие установки от
«Здоровья как условие», через «Здоровье как потребность» к «Здоровью как
ценность».
Это яркие, эмоционально
насыщенные акты, в которых открыто и публично проявляются субъектные
качества личности школьников в здоровьетворчестве, подтверждается
значимость собственных умений и навыков, демонстрируется личностная
гражданская позиция:
«АНТИСПИД»,
«Нет курению!»,
«Сделай свой выбор! Скажи наркотикам – НЕТ!»
«Внимание! Дорога!»,
«Помоги себе сам!»
Марафон «ЗДОРОВЬЕ! Будь с нами!»
(Знай! Друзья, Охваченные Радостью, Оздоровления,
- Великое Единение! Будь с нами!)
Особой технологией
формирования субъектной позиции школьников является разработанная
акция - марафон «ЗДОРОВЬЕ! Будь с нами!». Цель марафона – интеграция
всех знаний, умений, навыков, приобретенных в «Школе здоровья» за год,
подтверждение компетентности школьников как носителей здорового образа
жизни на различных его этапах.
Комплексное использование
таких технологий позволяет эффективно формировать культуру школьника,
влиять на формирование культуры здоровья в семье, ближайшем социальном
окружении и в группах сверстников, развивать творческий потенциал
учащихся.
Технологии
осуществления режима «Школы здоровья» и организация ее деятельности
интегрированы с лечебно- оздоровительной, профилактической
деятельностью в целостном педагогическом процессе. Интеграция
образовательного и оздоровительного процессов повышает функциональные
возможности учащихся, способствует укреплению здоровья, гармоничному
развитию школьников. В ходе опытно - экспериментальной деятельности, в
«Школе здоровья» организован центр содействия укреплению здоровья
учащихся «РаДоСТь» (Растить Добрых, Счастливых,
Талантливых!) , обеспечивающий взаимодействие и координацию всех
его участников, охрану и укрепление физического, психического и
социального здоровья школьников. Его структурные подразделения – службы
(медицинская, мониторинговая, психологическая, социально-
педагогическая, методическая службы) обеспечивают
эффективность организации профилактической оздоровительной деятельности
в «Школе здоровья», включая и лечебно-оздоровительную.
Психологической
службой школы разработан и реализуется проект создания «Школы
психологического здоровья», одним из направлений которого является
организация психологической защиты учащихся:
Целостное развитие самосознания.
Адекватная самооценка и принятие себя.
Стрессоустойчивость.
Адекватная возможностям жизненная перспектива.
Направленность и согласованность Я - концепции.
Включенность в межличностные отношения.
Среди выделенных
здоровьесберегающих функций психологической защиты - формирование
стрессоустойчивости является ведущей.
В рамках проекта проводятся
тренинговые занятия, уроки психологии, осуществляются программы
успешной адаптации, социализации, индивидуального развития школьников.
(По материалам статьи
Мальчевской И.В., директора СОШ №97 ЗАО г. Москвы) |