Чтобы проанализировать
урок с точки зрения сохранения здоровья школьников, присутствующим на
уроке экспертам целесообразно обратить внимание на следующие аспекты
урока:
·
Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту,
температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски,
наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует
отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в
немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
·
Число видов учебной деятельности, используемых
учителем. К их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение,
слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы,
решение примеров, задач, практические занятия и т. д. Нормой считается
4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости
школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной
деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных
усилий. Это также способствует росту утомляемости.
·
Средняя продолжительность и частота чередования
различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма: 7-10
минут.
·
Число использованных учителем видов преподавания:
словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др.
Норма - не менее трех за урок.
·
Чередование видов преподавания - не позже чем через
10-15 минут.
·
Использование методов, способствующих активизации
инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют
им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора
(свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов
взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в
роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра,
дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и
развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки,
взаимооценки) и др.
·
Умение учителя использовать возможности показа
видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития
интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения
как учебных, так и воспитательных задач.
·
Позы учащихся и их чередование в зависимости от
характера выполняемой работы. Степень естественности позы школьников
на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия
учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего
воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети
на его уроках избыточно напряжены. Эта изматывающая ситуация не только
резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно
отражается на их характере.
·
Физкультминутки и физкультпаузы, которые являются
обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их
содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте
из 3х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также
эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у
школьников желания их выполнять.
·
Положительной оценки заслуживает включение в
содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым
образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы,
связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического
профессионализма.
·
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на
уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от
активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. Оценивается уровень
этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.
·
Благоприятный психологический климат на уроке,
который также служит одним из показателей успешности его проведения:
заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем
определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
·
Преобладающее выражение лица учителя. Урок
неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок:
улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с
комментариями, музыкальных минуток и т.д.
·
Момент наступления утомления учащихся и снижения их
учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием
двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной
работы. Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.
·
Темп и особенности окончания урока. Желательно,
чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать
учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом,
попрощаться со школьниками.
·
Интегральным показателем эффективности проведенного
занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока.
Стоит обратить внимание и на состояние учителя.
Анализ урока лучше
начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось
интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков следует избегать
безапелляционных высказываний, переходов к обсуждению личностных
особенностей учителя. Важно не подавить инициативу, творческие тенденции
в работе педагога. Поэтому эффективнее всего проводить анализ урока в
форме доверительной беседы, обсуждения сделанного на занятии.
Анализ
здоровьесберегающего потенциала школьного урока
1.
Опишите, когда и где происходил урок:
Школа ______ класс _____ дата ________
предмет _______ какой это урок по счету ____
Ф.И.О. учителя
_____________________________
Тема
________________________________________________
2.
Кратко изложите ход урока
(рекомендуется приложить к анализу план или конспект урока)
_________________________________
3. Оцените здоровьесберегающую направленность целей урока:
*А) направленность на развитие личности учащегося _____
обеспечивать приобретение знаний о себе,
о своем месте в мире, своих отношениях с миром;
создавать условия для понимания смысла
собственной деятельности на уроке;
способствовать приобретению умений
принятия решений, выбора поведения;
помогать развитию рефлексии собственной
деятельности и ее результата;
другое
______________________________________________
*Б) направленность на формирование здоровья и здорового образа жизни
____
обеспечивать понимание сущности здоровья
и здорового образа жизни;
способствовать формированию отношения к
человеку и его здоровью как к ценности;
содействовать развитию потребности в
здоровом образе жизни;
помогать вырабатывать индивидуальный
способ здорового образа жизни;
другое_______________________________________________
4. Оцените наличие в организации деятельности учащихся на уроке:
*А)
свободного выбора
содержания; действия; способа действия; способа взаимодействия;
творческая работа;другое _____
*Б)
самодеятельности и совместной деятельности __ученик
в роли учителя; кооперативное обучение; имитационное моделирование;
дискуссия; исследование; другое
*В)
оценочной самостоятельности ___
взаимопроверка; участие в оценивании
ответа другого; оценивание собственного ответа;
другое ____
*5. Оцените активацию учителем познавательного и социального интереса
учащихся к содержанию урока: _______
организация поисковой мыслительной активности;
формирование собственного мнения; использование занимательного
материала;
опора на личный опыт учащихся;
формирование эмоционального отношения
к содержанию;
нахождение практического применения содержания;
*Здесь и далее все отмеченные
звездочкой пункты оцениваются по шкале от 0 до 1.
Шкала оценки:
0 – отсутствует на уроке;
0,5 – недостаточно четкое
проявление;
1 – ярко выраженная реализация
положения.
Подчеркните или впишите положения,
имеющиеся на уроке, и оцените пункт в баллах в целом. При этом
краткие описания положения, помещенные под звездочкой, можно
использовать как основу для его оценивания.
6. Оцените психологическую безопасность взаимоотношений (наличие
эмоционального комфорта):
*А) между учителем и учениками
___ диалогическое
взаимодействие; оказание помощи, поддержка; соответствие возрасту;
индивидуально-дифференцированный подход; безопасное оценивание;
другое ________
*Б) между учениками _____активность
в общении; дружелюбие; сотрудничество; взаимопомощь,
поддержка;заинтересованность в общем результате;другое
7. Оцените соответствие условий гигиеническим и экологическим
нормативам:
*А) учебной деятельности _____нормирование
учебной нагрузки, в т.ч. домашнего за
задания; учет динамики работоспособности; обоснованное
применение средств обучения, в т.ч. ТСО и ИКТ;
другое __________________________
*Б) учебного помещения ___
освещенность; школьная мебель; воздушно-тепловой режим; эстетический
комфорт; другое _________________
*В) учебного режима _______
место урока в учебном дне; в учебной неделе; в учебной
четверти; в учебном году;
другое
*8. Оцените наличие приемов психологической и физической
разгрузки:
физкультминутки;
динамические паузы;
минутки релаксации;
дыхательная гимнастика;
гимнастика для глаз;
массаж активных точек;
создание положительного
эмоционального настроя;
другое...
9. Предложите учащимся оценить свое состояние после урока:
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
«Выберите из каждой пары состояний то, которое наиболее
соответствует Вашему состоянию после урока».
легко – тяжело (чувствую вдохновение – чувствую
подавленность) |
интересно –не интересно |
не волнуюсь – волнуюсь (уверен в себе – не уверен в
себе) |
не устал –устал |
старался – не старался (пассивен – активен) |
доволен собой –не доволен собой (успешен –неуспешен) |
не раздражаюсь – раздражаюсь (терплю – не хватает
терпения) |
10. Рассчитайте здоровьесберегающий потенциал урока по сумме
набранных баллов (максимально
можно получить 12 баллов): ___________________________________
Опишите, как необходимо изменить урок,
чтобы увеличить его здоровьесберегающий потенциал:
_______________________________________
|