главная        ЗОЖ ученика         ЗОЖ учителя           методики         игры       

«Школа здоровья»    призвана  развивать у школьников позитивные эмоции, формировать устойчивые ценностные ориентации, совершенствовать опыт творческой деятельности, развивать волевые качества, осваивать  позитивный опыт здоровьебережения и здоровьетворчества.  С этой целью разработана совокупность  технологий, обеспечивающих   возможность активного вовлечения  каждого школьника в здоровьесберегающую  деятельность, в познание ценности здорового образа жизни, посредством организации системы практико-ориентированной деятельности, охватывающей все возрастные группы школьников. Например:

               Как сохранить жизнь на улице Кременчугская – 3-4 классы,

               Рациональное питание школьников – 5-6 классы,

               Письмо водителю – 3-7 классы

               Дыхание города - 7 класс,

               Изучение влияния курения на организм человека – 8-9 классы,

               Изучение влияния витаминов на организм человека – 8-9 классы,

               Влияние избыточного веса на функциональное состояние школьников – 10 класс.

     Ученик,  в ходе работы над проектом, обучается навыкам сохранения здоровья.   Учится правильно использовать собственные ресурсы здоровья, справляться со стрессом, анализировать конкретные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям. Учится  использовать приобретенные знания для решения познавательных и практических задач: в проекте «Изучение влияния витаминов на организм человека» - оценивать состояние  здоровья, выявлять  факторы, влияющие на самочувствие, связанное с авитаминозом, разрабатывать  рекомендации по правильному использованию витаминов и тест для определения состояния авитаминоза.  В проекте  «Влияние  избыточного веса на функциональное состояние школьников» -  определять систему мер, ведущих к снижению веса, к психологической устойчивости подростков, склонных к избыточному весу. В проекте «Как сохранить жизнь на улице Кременчугская» -  вырабатываются  предложения по созданию безопасной для пешеходов обстановки на улицах вблизи школы и  правила  действия на дорогах города, доведенных до автоматизма.

Посредством  акций  - краткосрочных по времени проведения и долгосрочных по подготовке мероприятий,  активизируется позиция школьника по отношению к формированию культуры здоровья, формируется его субъективная активная позиция, меняются его поведенческие ,  мировоззренческие установки  от «Здоровья как условие», через «Здоровье как потребность» к «Здоровью как ценность».

Это яркие, эмоционально насыщенные акты, в которых открыто и публично проявляются субъектные качества личности школьников в здоровьетворчестве, подтверждается значимость собственных умений и навыков, демонстрируется личностная гражданская позиция:

                     «АНТИСПИД»,

                     «Нет курению!»,

                      «Сделай свой выбор! Скажи наркотикам –    НЕТ!»

                      «Внимание! Дорога!»,

                      «Помоги себе сам!»

                      Марафон «ЗДОРОВЬЕ! Будь с нами!» (Знай! Друзья, Охваченные  Радостью, Оздоровления, - Великое Единение! Будь с нами!)

Особой технологией формирования субъектной позиции школьников является разработанная  акция - марафон «ЗДОРОВЬЕ! Будь с нами!». Цель марафона –  интеграция  всех знаний, умений, навыков, приобретенных в «Школе здоровья» за год,  подтверждение  компетентности школьников как носителей здорового образа жизни на различных его этапах.

  Комплексное использование таких технологий позволяет эффективно формировать культуру школьника, влиять на формирование культуры здоровья в семье, ближайшем социальном окружении и в  группах сверстников, развивать творческий потенциал учащихся.

            Технологии  осуществления режима «Школы здоровья»   и организация ее деятельности   интегрированы с лечебно- оздоровительной, профилактической деятельностью в целостном педагогическом процессе. Интеграция образовательного и оздоровительного процессов повышает функциональные возможности учащихся, способствует укреплению здоровья, гармоничному развитию школьников. В ходе опытно - экспериментальной деятельности,  в «Школе здоровья» организован центр содействия укреплению здоровья учащихся  «РаДоСТь»  (Растить Добрых, Счастливых, Талантливых!) , обеспечивающий взаимодействие  и координацию всех его участников,  охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья школьников. Его структурные подразделения – службы (медицинская, мониторинговая, психологическая, социально- педагогическая, методическая  службы) обеспечивают эффективность организации профилактической оздоровительной деятельности в «Школе здоровья», включая и лечебно-оздоровительную.

       Психологической службой  школы  разработан и реализуется проект создания «Школы психологического здоровья», одним из направлений которого является организация психологической защиты учащихся:

                     Целостное развитие самосознания.

                     Адекватная самооценка и принятие себя.

                     Стрессоустойчивость.

                     Адекватная возможностям жизненная перспектива.

                     Направленность и согласованность  Я - концепции.

                     Включенность в межличностные отношения.

 Среди выделенных здоровьесберегающих функций психологической защиты - формирование стрессоустойчивости  является  ведущей.

 В рамках проекта проводятся тренинговые занятия, уроки психологии, осуществляются программы  успешной адаптации, социализации, индивидуального развития школьников.

(По материалам статьи  Мальчевской И.В.,  директора СОШ №97 ЗАО г. Москвы)

В основу метода проектов  положен  системно – комплексный  подход в  обучении школьников основам здорового образа жизни, сохранению физического и психического здоровья...

Здоровье физическое - это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологический процессов.

Здоровье психическое - это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители.

Здоровье социальное - мера социальной активности, деятельного отношения человеческого индивидуума к миру.

Здоровье нравственное - это комплекс характеристик сферы жизнедеятельности человека, основу которой определяет система ценностей и мотивов поведения индивида в обществе.

         анализ урока        "Образование и здоровье"        из опыта работы        источники