Школьные факторы риска.
"Школа стала
причиной резкого ухудшения здоровья поколений российских граждан.
Это доказано статистикой, это видят учителя, на это жалуются родители...
При этом формальное ужесточение санитарных правил и норм, как мы видим,
не приводит к желаемому результату по двум причинам.
Первая причина в том, что
условия, в которых учатся дети в школах, уже давно за гранью санитарных
норм. Ужесточение требований без обеспечения условий их выполнения
никакого результата не дает. Ни сами здания, ни мебель, ни качество
питания школьников даже отдалено не удовлетворяют нормам улучшения
здоровья детей. И многое здесь зависит от образовательной политики
власти, а не от учителей.
А вот вторая причина
полностью зависит от образовательного сообщества. Здоровье школьников
ухудшается из-за укоренившегося в российской школе содержания
образования и уклада школьной жизни." /А. Адамский./
Здоровье ребенка, его
социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во
многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17
лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в
учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В
то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и
развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь. По
данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная
среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых
связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного
возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы
риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
- Стрессовая
педагогическая тактика;
- Несоответствие
методик и технологий обучения возрастным и функциональным
возможностям школьников;
- Несоблюдение
элементарных физиологических и гигиенических требований к
организации учебного процесса (помещение,
мебель, расписание);
- Недостаточная
грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- Провалы в
существующей системе физического воспитания;
- Интенсификация
учебного процесса;
-
Функциональная
неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- Частичное
разрушение служб школьного медицинского контроля;
-
Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и
здорового образа жизни
В содержании любой программы здоровья следует выделить несколько
составляющих: здоровьеформирующая, здоровьесберегающая, экологическая,
биологическая, географическая, химическая, коммуникационная.
Важнейшую роль играют определенные крупные, стержневые темы,
постоянно раскрывающиеся и обогащающиеся по мере проработки программы:
|