Дидактические игры, как средство
формирования навыков здорового образа жизни
Основная сущность дидактических игр определена их названием: это игры
обучающие. Значение дидактических игр реализуется через игровую задачу,
игровые действия, правила. Отличительной особенностью дидактических игр
является возможность обучать детей посредством активной интересной для
них деятельности.
Использование в обучении и воспитании младших школьников дидактических
подвижных игр является одним из многочисленных путей формирования ЗОЖ
ребенка, пришедшего в школу.
Эти игры могут применяться, с целью закрепления знаний ЗОЖ с
параллельным овладением двигательными умениями и навыками; на уроках по
различным предметам, с целью рекреации, восстановления, реабилитации и
формирования умений и навыков верного применения упражнений либо других
действий из области ЗОЖ; на динамический переменах; во время спортивного
часа; на экскурсиях; наконец, ребенок может сам организовывать наиболее
понравившиеся ему игры в кругу своих друзей и близких.
Дидактические подвижные игры
«Правила гигиены»
Дидактическая задача: закрепить знание правил личной гигиены.
Содержание: все дети становятся в круг; ведущий по очереди называет
каждого, определяя ему задание:
·
Что мы делаем утром, когда просыпаемся?
·
Делаем зарядку, умываемся, чистим зубы (игрок выполняет в
движении, и все повторяют его движения) следующий игрок выполняет
следующее задание ведущего:
·
Что мы делаем перед едой?
·
Моем руки ... и т.д.
«Комплименты»
Дидактическая задача: преодоление внутренних комплексов, отработка
навыков выражения позитивной оценки окружающим.
Содержание: дети выстраиваются в две шеренги, лицом друг к другу, и
говорят друг другу комплименты; на каждый комплимент игрок делает один
шаг.
1-й. Я очень рад учиться в одном классе с такой аккуратной девочкой.
2-й. Мне приятно просить у тебя учебник.
1-й. Ты очень жизнерадостный человек.
2-й. Ты никогда никого не обижаешь. ... И т.д.
Побеждает та пара, которая ближе всех сошлась по количеству шагов друг к
другу.
«Построимся»
Дидактическая задача: выработка умения сотрудничать с помощью
невербальных средств общения.
Содержание: во время игры можно общаться только посредством мимики и
жестов, под музыку дети гуляют по залу, ведущий выключает музыку, дети
все замирают на месте, звучит команда ведущего:
·
Построились в шеренгу по росту! Все выполняют команду под
счет до 10. Далее игра продолжается:
1) построение по алфавиту;
2) по длине волос;
3) по длине рукава одежды, по длине брюк;
4) по цвету одежды от светлого до темного,
5) по цвету глаз от темного до светлого и т.д.
«Пишущая машинка»
Дидактическая задача: формирование умения совместно действовать;
закрепление знаний о ЗОЖ.
Содержание: каждый игрок получает название буквы алфавита; все дети
двигаются под музыку по залу; когда заканчивается музыка, водящий
называет фразу: «Береги здоровье смолоду». Дети начинают «печатать»:
первая «буква» называет себя и хлопает в ладоши, к ней присоединяется
следующая и т.д.
Когда фраза составлена, оставшиеся буквы прочитывают ее и все три раза
хлопают в ладоши.
«Времена года»
Дидактическая задача: формирование умения согласовывать действие в
группе.
Содержание: класс делится на 4 группы, каждая группа должна, пройдя
через препятствие (обруч, бег в мешках, ползание по скамейке, лазание по
гимнастической стенке), завладеть карточкой с заданием, в котором будет
указана пора года; после непродолжительного обсуждения (1-2 мин.),
группа пантомимой изображает, что делают дети в эту пору года (зима
-катание на лыжах, коньках, лето - плавание, велосипед; футбол; весна -
бег, прыжки, волейбол, футбол; осень - бег, прыжки через скакалку,
футбол и т. д.).
«Три слова»
Дидактическая задача: творческое взаимодействие с другими детьми.
Содержание: дети стоят в кругу, ведущий читает считалочку, на ком-то
останавливается, говорит ему любую тему, а игрок должен быстро назвать
ему три слова из этой темы.
Например: тема «Режим дня». Ответ: подъем, прогулка, сон.
«Рассказ по цепочке»
Дидактическая задача: формирование умений общения, развитие внимания,
памяти.
Содержание: дети становятся в круг. Ведущий начинает рассказ фразой:
«Мальчик проснулся в 7 часов утра и ...» Следующий игрок повторяет
предложение ведущего, и показывает движением, что сделал мальчик дальше.
Каждый последующий игрок повторяет по очереди все, что показывали до
него. В конце игры хором все повторяют вместе фразу и все движения по
очереди.
«Сторож»
Дидактическая задача: закрепление знаний и навыков личной гигиены.
Двигательная задача: развитие скоростных способностей.
Содержание: дети договариваются сообща, какие действия они будут
изображать (на первом этапе можно распределить роли ведущему). Пройдя к
домику сторожа, произносят слова:
- Здравствуйте, сторож!
- Здравствуйте, дети! Где вы были?
- Мы не скажем, а что делали - покажем.
Сторож должен отгадать, что делали дети (умывались, чистили зубы,
причесывались, чистили обувь и т.д.). Каждый раз дети придумывают новые
действия. Как только сторож угадает, дети убегают, а сторож пытается их
догнать.
«Зеркало»
Двигательная задача: закрепление умения координировать свои движения.
Содержание: дети выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу, образуя
пары; один совершает какие-либо действия, другой пытается зеркально их
повторить.
«Как говорят части тела»
Дидактическая задача: закрепление сведений о частях тела.
Двигательная задача: координация движений.
Содержание: дети становятся в круг, ведущий выводит в центр игрока и
тихо говорит ему задание, которое игрок выполняет движением, а все
остальные, повторив движения, пытаются отгадать, какие задания давал
ведущий.
— Как говорят плечи «я не знаю»?
— Как говорит палец «иди сюда»?
— Как ноги ребенка требуют «я хочу»?
— Как говорит голова «да» и «нет»?
— Как говорит рука «до свидания»?
«Часы»
Дидактическая задача: закрепление навыков обращения с часами.
Двигательная задача: развитие координационных способностей.
Содержание: Тик-так, тик-так.
(Дети наклоняют голову то к одному, то к другому плечу.) Смотри скорей,
который час: Тик-так, тик-так. (Раскачиваются в такт маятника.)
Налево - раз, направо - раз, Мы тоже можем так.
(Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» - голова наклонена к правому
плечу, потом - к левому, как часики.) Тик-так, тик-так.
Дети образуют круг, имитирующий циферблат часов. Выбирают ведущего -
«часовщика». По его команде (он называет действие, например: «идем в
школу» или «ложимся спать»), «часы» показывают время, т.е. те дети,
которые стоят на крупных цифрах, подпрыгивают и хлопают в ладоши или
сопровождают движение «боем часов», а все считают хором.
«Хомка»
Дидактическая задача: закрепление сведений о пользе зарядки.
Двигательная задача: координация движений. Содержание: дети становятся в
круг.
Ведущий:
Хомка - хомка,
хомячок,
Полосатенький бочок,
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку!
1-2-3-4-5!
Хомка хочет сильным стать.
Дети повторяют слова за ведущим и имитируют движения хомячка. Ведущий
выбирает «хомячка», который становится в центр круга и показывает
движения утренней гимнастики.
Все повторяют.
«Физкультпривет!»
Дидактическая задача: закрепление сведений о пользе зарядки.
Двигательная задача: развитие координационных способностей.
Содержание: ведущий выбирает двоих детей - «две лягушки», которые
становятся в центр круга. Они читают слова, все остальные дети за ними
повторяют, имитируя движения:
На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет -
всем друзьям физкультпривет!
Затем на счет «1-2-3» все бегут врассыпную, а «лягушки» догоняют. Те,
кого догнали «лягушки», становятся на их место. Игра продолжается.
«Иголка»
Дидактическая задача: закрепление сведений о несчастных случаях и умений
принять решение.
Двигательная задача: развитие координационных способностей.
Содержание: дети держатся за руки, в центре круга игрок - «иголка». Дети
читают слова:
Играл с иглой воздушный шар
И вот лежит он чуть дыша.
Игрушке даже ясно
-Играть с иглой опасно.
Дети разбегаются врассыпную, пытаясь залезть на любое возвышение,
гимнастическую стенку или лечь на пол, чтобы ноги не касались земли.
Кого «иголка» «запятнала», тот становится «иголкой».
«Конфликт»
Дидактическая задача: умение находить выход из конфликтов со
сверстниками.
Двигательная задача: развитие быстроты.
Содержание: дети становятся по два лицом в круг, читают все вместе за
ведущим:
Жили-были я ли, ты ли,
Между нами вышел спор,
Кто затеял, позабыли
И не дружим до сих пор.
друг игра на этот раз
Помирить сумеет нас?
По выбору ведущего одна из пар делится на убегающего и догоняющего.
Убегающий может взять замену, став к любой паре спереди, а сзади стоящий
убегает вместо него.
«Доктор»
Дидактическая задача: закрепление навыков личной гигиены.
Двигательная задача: развитие быстроты.
Содержание: на полу чертятся две линии, делящие зал на три части: в I
части - территория Доктора, I I часть - поляна
для прогулки, I I I
часть - домики для детей.
Дети гуляют по поляне и хором спрашивают у Доктора:
Доктор, доктор, как нам быть?
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как нам быть:
Часто мыть или пореже?
Доктор отвечает: Еже ...
— Ежедневно!
Дети убегают от Доктора. Кого он поймал, тот остается на его территории.
Пока не останется последний игрок, не умеющий мыть уши. Этого игрока
можно в следующий раз назначить Доктором.
«Добрые слова»
Дидактическая задача: формирование умений и навыков общения
Двигательная задача: развитие ловкости.
Содержание: дети становятся в круг, в его центре ведущий с мячом:
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день,
Кузнецу, ткачу, врачу
«С добрым утром!» - я кричу,
«Добрый день!» - кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
Ведущий бросает мяч любому из игроков, который говорит одно из добрых
слов и возвращает мяч ведущему.
Данный
материал получен с сайта Маргариты Павловой «Здоровая школа»:
http://health.best-host.ru |