







|
Гигиенические требования к составлению
расписания уроков
Правильно составленное
расписание уроков, прежде всего, учитывает особенности
работоспособности организма школьника в течение дня и учебной недели.
У младших школьников
наиболее высокая работоспособность отмечается на 1 и 2 уроках, затем к
3-му и, особенно, к 4-му она снижается. На 5-м уроке у младших и на 6-м
у старших работоспособность снижается на 50 % по сравнению с первым
уроком.
В детском, подростковом и
юношеском возрасте происходят определенные временные изменения
работоспособности. Дневная периодичность колебаний утомляемости детей
находится в тесной связи с суточной периодикой физиологических функций.
Подъёмы наблюдаются с 8 до 12 и с 16 до 18 часов. При составлении
расписания следует учитывать и сложность предметов:
|
предмет |
количество баллов |
1 |
Математика,
информатика |
11 |
2 |
Иностранный язык |
10 |
3 |
Физика, химия,
астрономия |
9 |
4 |
История,
обществоведение |
8 |
5 |
Родной язык,
литература |
7 |
6 |
География,
биология, естествознание |
6 |
7 |
Физкультура, ОБЖ,
хореография |
5 |
8 |
Труд |
4 |
9 |
Черчение |
3 |
10 |
Рисование |
2 |
11 |
Пение |
1 |
Если проанализировать дневную динамику работоспособности, то можно
сказать, что 1-й урок не очень продуктивный, так как попадает на фазу
врабатывания, 2 и 3-й уроки - соответствуют периоду оптимальной
устойчивой работоспособности, следовательно максимально продуктивный.4
урок попадает в фазу некомпенсированного утомления и является
малоэффективным. 5 и 6-е уроки совершенно непродуктивны, так как
вызывают глубокое утомление.
Недельная работоспособность так же претерпевает свои изменения. Самые
низкие её показатели отмечены в понедельник. Во вторник функциональное
состояние центральной нервной системы наиболее благоприятно, а
работоспособность самая высокая и устойчивая. Со среды к субботе она
начинает снижаться. |
|
  
Здоровье физическое - это состояние, при
котором у человека имеет место гармония физиологический процессов.
Здоровье психическое - это способность
человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители.
Здоровье социальное - мера социальной
активности, деятельного отношения человеческого индивидуума к миру.
Здоровье нравственное -
это комплекс
характеристик сферы жизнедеятельности человека, основу которой определяет
система ценностей и мотивов поведения индивида в обществе. |